Новосибирск может похвастаться вторым по величине вокзалом в России (на первом месте – Казанский в Москве). Сооружение поражает не только своей масштабностью, но и необычным архитектурным стилем, созданным в результате смешения конструктивизма и псевдоклассицизма. Появился же этот «симбиоз» следующим образом.
Первоначальный проект
Началась история ж/д вокзала Новосибирск-Главный в 1929 году, когда управление Омской железной дороги поручило Московскому архитектурному обществу объявить конкурс проектов. Были поданы заявки от 45 авторов, и победителем стал Николай Волошинов, сторонник модного тогда конструктивизма.
Архитектор предложил выполнить строение в лаконичном сдержанном стиле: прямые линии, отсутствие «изысков», простые геометрические формы. А в целом объемно-пространственное решение напоминало паровоз, развернутый на восток.
«Директивные» поправки
Но пока дело дошло до воплощения проекта в жизнь, понятия чиновников о «стилистической направленности советской архитектуры» претерпели ряд радикальных изменений. Спущенная «сверху» директива объявила конструктивизм буржуазным явлением, а истинно пролетарским направлением признала псевдоклассику.
В проект вносились многочисленные поправки, и в результате в центральной части сооружения появилась огромная «триумфальная арка» в рамке из пилястр и рельефного аттика. Но сохранились и признаки первоначального решения: «рубленые» геометрические формы стен и окон, плоские крыши. Так во внешнем облике строения переплелись черты разных стилей и неожиданно явили миру интересное запоминающееся здание, которое было введено в эксплуатацию в 1939-м.
Вокзал можно назвать градообразующим предприятием в прямом смысле слова: только благодаря железной дороге здесь возник населенный пункт. В 1894 году была построена станция Обь, которая позже превратилась в город Новониколаевск. Последний же в 1926-м переименовали в Новосибирск.
Современные дополнения
К концу ХХ века Новосибирск-Главный наконец «дождался» капитального ремонта. Были укреплены перекрытия и усилены стены, а фасад обновлен облицовкой из гранита и мрамора. Такая отделка подчеркнула классические черты сооружения.
В 2005 году основное здание дополнили пригородным павильоном, сделанным «под классику». А вот построенный тогда же конкорс на пять путей, по внешнему виду похожий на состав из нескольких вагонов, явно напоминает о работах конструктивистов.
Достопримечательности
- Копия паровоза «Проворный». Его оригинал водил первые поезда в России по Царскосельской железной дороге в середине XIX века.
- Мемориальная доска в честь пребывания здесь В. И. Ленина (из истории слов не выкинешь). Он останавливался тут в 1897 году, когда следовал в Шушенское.
- Статуи «встречающих-провожающих» на перроне возле первого пути: мужчина с малышом на плече и женщина, обнимающая мальчика-школьника. Выполнены они в легкоузнаваемой стилистике советской парковой скульптуры.
Весь комплекс в целом является памятником истории и архитектуры регионального значения. По нему можно изучать как развитие железнодорожного дела, так и борьбу различных направлений в искусстве.
Все для удобства путешественников
Хотя Новосибирск-Главный нельзя отнести к крупнейшим вокзалам мира, в список удобных для пассажиров его точно можно зачислить. А их ежегодно проходит здесь более 16 миллионов. Причем одновременно залы и переходы (общей площадью 29 тыс. кв. м) вмещают около четырех тысяч человек.
Тут путешественники могут не только приобрести билеты и подождать отправления поезда в уютных креслах, но и пообедать в ресторане, помыться в душевом комплексе, проверить электронную почту, прибрести необходимые в дороге мелочи. Для пассажиров с малышами есть игровые помещения и комната матери и ребенка. А для тех, кто следует транзитом, функционирует гостиница.