Железнодорожные мосты мира: мост через Фёрт-оф-Форт (The Forth Railway Bridge).

Для всех любителей промышленного дизайна и стали мы открываем новую рубрику — железнодорожные мосты!

Сегодня рассказ про железнодорожный мост через Фёрт-оф-Форт (The Forth Railway Bridge) — мост через залив Фёрт-оф-Форт у восточного берега Шотландии, соединяющий Эдинбург и Файнф.

Мост строился с 1882 по 1890 годы и был одним из первых консольных мостов в мире, и, к тому же, долгое время был мостом с самыми длинными пролетами в мире.

В 1999 году Британское правительство выдвинуло мост на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство:

В 19 веке началось массовое строительство железных дорог в Шотландии, но прокладке ж/д путей между Эдинбургом и Абердином мешали два широких залива Северного моря — Фёрт-оф-Форт и Фёрт-оф-Тэй. Для решения проблемы в разное время предлагали то прорыть тоннель, то поставить мост. Множество
проектов было отклонено.

В 1865 году парламент все-таки принял решение о строительстве моста в узкой части залива — рядом с деревней Куинсферри. Автором проекта стал Томас Бауч, который предложил подвесной мост с двумя пролётами по 480 м.

Однако, строительство моста прекратилось после катастрофы мосту через Фёрт-оф-Тэй, вызванной штормом 28 декабря 1879 года, всего через два года после начала строительства моста через залив Фёрт-оф-Форт. Тогда центральная секция моста обрушилась вместе с проходящим по нему поездом, в результате чего погибло
более семидесяти человек. После было доказано, что обрушения вызвали ошибки в проектировании, поэтому проект Бауча был остановлен и отклонен.

Через несколько лет инженеры Джон Фоулер и Бенджамин Бэйкер предложили новый проект на основе консольной структуры, который парламент и принял в июле 1881 года. Из-за катастрофы к новому проекту были выставлены небывало высокие требования — мост не болжен вибрировать, даже если по нему идет состав.

Инженерам пришлось отказаться от чугуна и кованного железа в пользу стали. Вооружившись опытом американского инженера Джеймса Идса, по проекту которого был построен и успешно эксплуатировался первый стальной мост через Миссисипи, Фоулер и Бейкер приступили к строительству, и к
концу 1885 года была завершена подготовка фундамента для подводных опор.
В 1886 году начали строить опоры моста, на которые ушло около 58 тысяч тонн стали. Для моста в Глазго было произведено 6,5 млн заклёпок общим весом 4 267 тонн.

Торжественное открытие при участии принца Уэльского и Густава Эйфеля произошло
4 марта 1890 года.

Устройство моста.

Мост имеет три основные опоры высотой 100,6 м, центральная из которых находится у острова Инчгарви, в центре залива. Консоли, собранные из труб диаметром 3,6 м поддерживают рукава длиной по 207,3 метра, соединённые перемычками длиной 106,7 м, что делает суммарное расстояние пролёта равным 521,3 м. Расстояние между опорами составляет 582,8 м, между крайними быками — 1630,7 м. Железнодорожное полотно проходит на высоте 48,2 м над уровнем воды в прилив.
С юга к консольной части моста подходит виадук из 10 пролётов по 51,2 м, с севера — из 5 пролётов.

Интересные факты.

  • Мост, длиной 2,5 км покрывали краской, без малого, 120 лет — пока доходили до конца, в начале моста уже начиналась ржавчина. В Великобритании фраза «красить мост Форт» стало означать то же, что и наши выражения «Сизифов труд» и «носить воду в решете».  Вопрос был решен с появлением краски нового состава, которая наконец-то позволила закончить все работы.
  • Сегодня этот мост нам кажется шедевром промышленного дизайна. Но в те времена многие бы поспорили с этим. Так, поэт и художник Уильям Моррис назвал мост «верхом уродства».


Оставить комментарий