5 самых интересных кладбищ поездов в мире

Утилизировать списанные поезда – дело довольно хлопотное, дорогое и невыгодное. Чаще всего старые локомотивы и вагоны просто отправляют на железнодорожные кладбища. По всему миру можно найти десятки таких мест: тихие, немного жуткие, странно-красивые – они, по сути, являются настоящими музеями под открытым небом. Ведь многим поездам, ржавеющим на заброшенных путях, уже более 100 лет.

Кладбище поездов в Нердлингене (Бавария, ФРГ)

Старый паровоз на путях

Многие паровозы на кладбище в Нердлингене очень неплохо сохранились. Фото: technolirik.livejournal.com

Одно из самых известных мест хранения старых локомотивов в Европе. Станция Нердлинген была построена в 1849 году и стала одним из важнейших транспортных и ремонтных узлов на Людвигской железной дороге – самой протяженной трассе Баварского королевства.

За следующие десятилетия через местную мастерскую прошли тысячи европейских паровозов. Последний паровой локомотив останавливался в Нердлингене в 1966 году. На трудовую вахту вышли тепловозы, а спустя 20 лет, в связи с электрификацией железных дорог, настал и их черед отправляться в утиль.

Восстановление старых поездов

Часть поездов на баварском кладбище ремонтируют и восстанавливают для местного музея

Чтобы легендарные локомотивы не закончили свой век в плавильных печах, местные железнодорожные фанаты создали в бывших мастерских на станции настоящий музей под открытым небом. Некоторые локомотивы удалось отреставрировать, но большей части восстановление уже не светит.

Что удивительно, здешние экспонаты почти не подверглись нападениям вандалов и сборщиков металлолома. В некоторых кабинах машинистов нетронутыми сохранились даже рычаги управления, манометры и стекла смотровых окон.

Кладбище поездов в Уюни (Боливия, Южная Америка)

Ржавый поезд в пустыне

В Боливии находится одно из самых известных в мире кладбищ поездов

Под палящим солнцем пустыни Атакама близ боливийского города Уюни находится кладбище колониальных поездов, где медленно рассыпаются в пыль около 100 паровозов и вагонов.

В конце 19-го века англичане активно осваивали в Боливии добычу руды и для нужд промышленности построили железную дорогу. Но через 40 лет месторождения иссякли, ветку забросили, а все составы отправили на свалку.

Старые поезда, разрисованные граффити

За старыми поездами посреди пустыни никто не следит, так что с каждым годом они не только ржавеют, но и покрываются слоями граффити

Сейчас кладбище находится в весьма плачевном состоянии. Его никто не охраняет, так что местные жители понемногу растаскивают исторические поезда на запчасти. Вдобавок к этому естественную коррозию металла усиливают соленые ветры – кладбище находится в центре гигантского солончака.

Старый паровоз на закате

Правительство Боливии собирается в ближайшие 15 лет построить рядом с кладбищем Уюни крупный туристический центр, а место захоронения паровозов превратить в музей

За последние 20 лет кладбище Уюни превратилось в популярную точку на туристических маршрутах. Любители классических поездов со всего мира приезжают сюда поглазеть на останки древних паровых монстров. Доступ к поездам абсолютно свободный, так что некоторые энтузиасты отвинчивают и выламывают детали локомотивов на сувениры, а на самих поездах оставляют памятные рисунки и автографы.

Кладбище паровозов в Шумково (Пермский край, Россия)

Шумково – небольшая станция близ села Спасо-Барда Кишертского района. В 1967 году здесь построили мастерскую для ремонта поездов и свезли на резервное хранение сотни паровозов и тепловозов. С появлением электропоездов необходимость в старых локомотивах отпала, и тупик станции превратился в кладбище поездов.

Старые поезда в Шумково

Чтобы попасть на кладбище поездов в Шумково, необходимо взять пропуск в местной администрации. Хотя многие туристы утверждают, что достаточно просто договориться со сторожем

Сейчас здесь собрано более 150 подвижных составов. Несколько исторических паровозов, вроде ФД и ИС, продали в Китай для проведения ретроэкскурсий, а также раздали по музеям. Из советских паровозов на кладбище остались лишь 20 локомотивов П32 («Победа») – одного из лучших магистральных грузовых паровозов.

Старый состав на путях

Несколько раз старые поезда на кладбище использовались для тренировок ОМОНа по отработке освобождения заложников в поездах

Несмотря на то, что территория кладбища охраняется, а для прохода требуется пропуск, сюда все же проникают мародеры и снимают с исторических составов все, что могут унести. Правда, ближе к центру отстойника удается найти почти нетронутые паровозы, которые вполне еще могут быть на ходу.

У старого кладбища есть некий мистический флер. Некоторые туристы и местные жители рассказывают, что по ночам здесь раздается металлический стук и скрежет, словно паровозы пытаются сами поехать по разрушенным путям.

Поезда на станции Янов (Чернобыль, Украина)

Тепловоз на станции Янов

Старые поезда на Янове уже почти не фонят

Станция Янов – самое печально известное из всех железнодорожных кладбищ. До 1986 года это была главная станция Припяти, которая превратилась в город-призрак после Чернобыльской ядерной катастрофы.

Спасаясь от радиации, из Янова спешно уезжали работники станции, машинисты и проводники. Облученные тепловозы и вагоны годами ржавели на путях. В 90-х годах было проведено несколько операций по очистке, так что станция, хоть и находится в зоне отчуждения, считается относительно безопасной для посещений.

Старый локомотив на запасных путях

Все поезда на Янове стоят там же, где их оставили в 1986 году после Чернобыльской катастрофы

Сейчас сюда часто приезжают ценители старой железнодорожной техники и фанаты постапокалиптических пейзажей. К сожалению, с каждым годом экспонатов советской эпохи остается все меньше. Местные сталкеры разрезают ржавые локомотивы на металлолом, а время и сырость довершают дело.

Подводное кладбище поездов в Нью-Джерси (США)

Старый поезд под водой

Морской исследователь Пол Хеплер наткнулся на раритетные локомотивы, когда исследовал морское дно близ Нью-Джерси с помощью магнитометра

Уникальное кладбище поездов случайно обнаружили у побережья Нью-Джерси в 1985 году. В отличие от остальных мест хранения старой железнодорожной техники, здешнее кладбище хранит на дне всего 2 «экспоната» – зато каких! Под 150-метровой толщей воды хранятся раритетные локомотивы «Planet» модели Т.

Локомотив «Planet» модели Т

Легкие локомотивы «Planet» не стали серийными из-за своих небольших габаритов и малого веса

Их создали в 1850-х годах для правительственных нужд, но в эксплуатации локомотивы находились недолго – они весили 15 тонн и были слишком легкими. Остальные локомотивы, выпускавшиеся в то время, весили не менее тридцати пяти тонн.

Никаких официальных распоряжений о затоплении паровозов не сохранилось. Однако эксперты нашли возможную причину, по которой локомотивы оказались на морском дне. Паровозы перевозили на барже из Бостона в Среднюю Атлантику, когда она попала в шторм в 10 км от побережья Лонг Бранч. Скорее всего, тяжелую технику просто столкнули в море, чтобы облегчить нагрузку на баржу и не потопить ее.

Несмотря на то, что паровозы пролежали под водой более 160 лет, они очень хорошо сохранились. Сейчас музей транспорта Нью-Джерси разрабатывает проект по подъему раритетов и их реставрации.

Время и люди не щадят старые поезда, однако железнодорожные кладбища – это отличный способ совершить путешествие в прошлое и своими глазами увидеть, как выглядели легендарные паровые и дизельные локомотивы.

Оставить комментарий