Цены на билеты: как поменяется ситуация в 2017 году

Доступные цены на билеты – одно из преимуществ железнодорожных перевозок в глазах тех, кто предпочитает путешествовать экономично. Однако стоимость ж\д билетов постоянно корректируется, из-за чего поездки с каждым годом становятся все дороже. Чего стоит ждать в 2017 году?

Индексация тарифов

Индексацию тарифов РЖД проводит раз в год. В 2017 г., как сообщил президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, тарифы выросли на 3,9 %.

Насколько чувствительно это для пассажиров? Попробуем представить ситуацию в цифрах. Например, если плацкартный тариф по маршруту Москва – Адлер в прошлом году составлял 1637 руб., то после повышения на 4 % он равен 1705 руб., то есть изменился на 68 руб. Для места в купейном вагоне на том же маршруте минимальный тариф увеличился с 1919 руб. до 1999 руб., то есть на 80 руб.

Абсолютные цифры невелики, но нетрудно заметить, что представленные в розничной продаже железнодорожные билеты по цене существенно отличаются от «номинальных» тарифов. Дело в том, что в конечной цене билета, помимо тарифа и сервисного сбора продавца, учитываются дополнительные услуги, сезонный коэффициент, но самое главное – наценка, образующаяся вследствие динамического ценообразования. И вот здесь путешественников, предпочитающих железные дороги, в 2017 г. ждут неприятные изменения.

Пиковые цены приходятся на время школьных каникул

Пиковые цены приходятся на время школьных каникул

Динамическое ценообразование

Система динамического ценообразования была запущена РЖД несколько лет назад. При этом количество маршрутов, участвующих в программе, постоянно увеличивалось. В 2016 г. «динамические» цены действовали уже на 115 самых популярных направлениях, на которые приходилось 80 % общего количества внутрироссийских перевозок. Поэтому распространение системы на оставшиеся маршруты было лишь делом времени, и в 2017 г. это произошло.

Исключены из системы динамического ценообразования только поезда социально значимого сегмента, следующие в Калининград, а также международные направления.

Напомним, что в рамках динамического ценообразования на цену билета влияют как очевидные и более-менее предсказуемые причины (категория состава, место/полка, приходится ли поездка на выходные или каникулы, лето или зиму, день или ночь), так и гораздо менее прогнозируемый для обычного потребителя фактор спроса.

На практике это выглядит так. В первые дни продаж стоимость билета – это тариф, помноженный на сезонный коэффициент, плюс стоимость услуг. Однако по мере того, как билеты разбирают, стоимость оставшихся «динамически» возрастает и может увеличиться на 30-40 %, а на пиковые даты – даже больше. Снижения цены можно ожидать только в последние дни перед поездкой, если перевозчик решит со скидкой реализовать оставшиеся билеты. Если спрос на направление низкий, стоимость билетов ближе к дате поездки может уменьшиться на 10-15 %, однако случается это крайне редко.

Цены на места в плацкартных вагонах регулируются государством, потому они не так «плавают» в зависимости от спроса, как цены на места в купейных или мягких вагонах. Поэтому на некоторых направлениях в определенные даты (обычно в начале продаж) возможна ситуация, когда стоимость купе ниже или равна цене плацкарта.

Для примера возьмем тарифы РЖД на место в купейном вагоне поезда, следующего по маршруту Москва – Адлер, за месяц до отправления, причем в самый популярный день недели, субботу. Все даты относятся к одному ценовому сезону, то есть к билетам применяется один и тот же коэффициент индексации. На момент написания статьи стоимость выглядит так:

Дата

04.03

11.03

18.03

25.03

01.04

08.04

Цена*

3700

3120

3619

3339

3412

3523

*купейный вагон без дополнительных услуг, без наценки по категории поезда и времени суток

Колебания цен в 15 % можно отчасти объяснить повышением спроса на праздники и в период весенних школьных каникул в школах с модульным режимом обучения. Однако в целом предсказать динамику достаточно сложно.

А вот колебания цен на то же направление в течение одной мартовской недели «вокруг» праздника 8 Марта:

Дата

04.03 сб

05.03 вс

06.03 пн

07.03 вт

08.03 ср

09.03 чт

10.03 пт

11.03 сб

Цена

3700

2522

1999

1999

1999

1999

1999

3120

Разница между минимальным и максимальным тарифом еще более впечатляюща – 45 %. При этом и минимальный, и максимальный тарифы по мере приближения даты поездки могут возрасти.

Еще раз подчеркнем, что динамическое ценообразование с 2017 г. применяется на всех внутрироссийских маршрутах. При этом у программы есть и еще одна особенность: в цене учитываются не только самые популярные направления, но и самые популярные участки. Например, отрезок Москва – Адлер в поездах Санкт-Петербург – Адлер или Москва – Сухум будет стоить не меньше, а даже больше, чем поездка в поезде, идущем только из Москвы до Адлера.

Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки неуклонно повышаются

Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки неуклонно повышаются

Сезонный коэффициент

Сезонные коэффициенты в пассажирских перевозках РЖД применяет уже довольно давно. На направлениях с динамическим ценообразованием сезонные коэффициенты не действуют, поэтому сегодня практически утратили значимость. Тем не менее в 2017 г. они также претерпели изменения.

Надбавки (+10 % к тарифу) в 2017 г. применяются в даты пикового спроса:

  • новогодние праздники (с 1 по 8 января);
  • длинные февральские выходные (с 22 по 28 февраля);
  • майские праздники (с 27 апреля по 9 мая);
  • начало летнего сезона (с 26 мая по 8 июня);
  • лето (с 9 июня по 31 августа) +20 %.

Заметим, что периодов повышенных цен в 2017 г. по сравнению с 2016-м стало значительно меньше. Неприятным отличием от прошлого года стал увеличенный тариф на период летних отпусков (+20 % против +15 % в прошлом году). Зато на все даты, когда не действует повышающий коэффициент, в 2017 г. введен понижающий (-10 %), так что билеты могут оказаться даже дешевле. Тарифы с «нулевым» коэффициентом в этом году отсутствуют.

Итак, наиболее серьезное влияние на цену железнодорожных билетов в 2017 г. будет оказывать динамическое ценообразование. Поэтому путешественникам, стремящимся сэкономить, можно посоветовать мониторить цены, особенно в первые дни продаж, когда они обычно ниже, а также выбирать для поездок менее популярные будние дни.

На сервисе vokzal.ru вы можете с удобством выбрать нужную категорию поезда и время отправления, подобрать место по схеме вагона и купить билеты на поезд онлайн.

Оставить комментарий