Чем определяется «величина» поезда? Самые маленькие поезда мира: игрушечная реальность

Пассажирские и грузовые поезда, электрички, скоростные экспрессы — ежедневно по железным дорогам во всем мире курсирует просто невообразимое количество транспорта. Каждый из видов поездов имеет множество характеристик: это и скорость передвижения, и длина состава, и грузоподъемность/пассажировместимость. Классификация железнодорожного транспорта достаточно четкая, в ее основе лежат определенные технические параметры, поэтому такие понятия, как «маленький» или «большой» поезд являются не совсем корректными. И действительно, как определить «величину» поезда? По размеру вагонов? Но вагоны в большинстве своем стандартны, по крайней мере, в ширину. По количеству вагонов? Такой подход более рационален: чем меньше состав, тем, соответственно, «миниатюрнее» поезд. По количеству пассажирских мест? Возможно, но не всегда, поскольку в поездах класса «люкс» (есть и такие) пассажиров немного, а вот места предостаточно, то есть транспорт явно не маленький. Итак, какие же поезда можно назвать маленькими?

Untitled-1

Эстонские поезда компании Elron не намного больше обычных таллиннских трамваев

Маленькому поезду — маленькие вагоны

С первого января в Эстонии начали курсировать «маленькие» поезда, которые не сильно отличаются по размерам от обычных городских трамваев. На сегодняшний день эстонская железнодорожная компания Elron ввела в эксплуатацию 18 электропоездов с тремя и четырьмя вагонами, 20 дизельных поездов (двух-, трех- и четырехвагонных). Каковы же размеры этих «мини-поездов»?

Длина дизельного поезда с двумя вагонами составляет всего 45,5 метра. Количество сидячих мест в обоих вагонах — 105, кроме того поезд рассчитан на перевозку 99 «стоячих» пассажиров, то есть общая пассажировместимость одного из самых маленьких поездов в мире — всего 204 человека. Ширина всех «мини-поездов» компании Elron составляет 3,5 метра.

А теперь сравним этот, мягко говоря, миниатюрный поезд с таллиннскими трамваями. Ширина трамвайных вагонов составляет 2,3 метра — согласитесь, не такая уж большая разница с шириной поезда.

Каждый трамвайный вагон рассчитан на 86 сидячих мест и некоторое количество стоячих. То есть, обычный трехсоставный таллиннский трамвай будет перевозить намного больше пассажиров, чем маленький поезд компании Elron.

Несколько слов о комфорте маленьких эстонских поездов. Первые отзывы о поездках в «мини-поездах» были довольно критическими: это неудивительно, ведь экономия места естественным путем привела к снижению комфортабельности вагона. Так, многие пассажиры жаловались, что им пришлось проделать весь путь стоя, хотя они покупали билеты в вагон первого класса. Кстати, такого казуса не произошло с теми, кто заказывал ж/д билет через интернет: пассажиры, которые решили заранее позаботиться об удобстве поездки, спокойно доехали до пункта назначения на удобных сидячих местах.

Untitled-2

Самая маленькая действующая модель поезда. «Игрушечный» локомотив с тремя вагончиками меньше реального поезда в 32 500 раз

Необычный российский поезд с двумя вагонами

В России маленькие пассажирские поезда практически не встречаются. Железные дороги в нашей стране являются важнейшей транспортной сетью, связывающей необъятные российские просторы в единое целое. Задача российского ж/д транспорта — перевозить максимальное количество пассажиров и грузов, так что нам как-то не до «мини-поездов». Конечно, и у нас можно увидеть «короткие» поезда, состоящие из локомотива и трех-четырех вагонов, но, поверьте, это не конструкторская задумка, а просто расформированные составы, которые перевозят пассажиров на короткие расстояния.

Все же в России есть полноценный «микропоезд», состоящий из двух вагонов: пассажирского и специального вагона-путеизмерителя. Путешествуя на этом маленьком поезде по ж/д дорогам России, путейцы регулярно замеряют и контролируют такие важные параметры железнодорожного полотна, как уровень и ширина колеи и т.п.

Туристические поезда

Если учитывать такой фактор, как пассажировместимость, туристические и круизные поезда также являются небольшими. Такие микропоезда курсируют в основном в заповедниках по специально проложенным узкоколейным путям.

В Африке совершают регулярные круизные рейсы поезда-люкс компании Rovos Rail. Хотя подобные поезда рассчитаны всего на 72 пассажира, назвать их маленькими трудно, ведь каждый состав сформирован из 20 вагонов (обзорный, гостиная и вагон-ресторан, а также 17 вагонов с «люксовыми» купе)

Оставить комментарий