Первые вокзалы мира

Сегодня мы хотим рассказать вам не о первых поездах и паровозах, не о необычных профессиях на железных дорогах, а о старинных вокзалах. Какими они были — первые вокзалы? Насколько функциональны были первые железнодорожные станции? Где, наконец, был построен первый вокзал в мире? И, конечно же, мы выясним, где и когда был создан первый вокзал в России. Итак, вперед, в увлекательное путешествие по вокзалам XIX века.

Знаете ли вы, что слово «вокзал» изначально означало совсем не железнодорожную станцию, а место общественных гуляний и увеселений? Дело в том, что в пригороде Лондона в XVIII веке существовал общественный парк «Воксхолл». Постепенно «воксалы» — сады с помещениями для проведения концертов, ресторанами, яркими палатками и т.д. стали очень популярными во всей Европе. Почему позднее ж/д станции начали называть вокзалами — точно сказать нельзя, возможно, это связано с тем, что в первых вокзальных помещениях часто играли оркестры, напоминая пассажирам веселье модных «воксалов».

Старейший в мире вокзал — английский Ливерпул-Роуд

vokzal_16_04_2014-01 Станция Ливерпул-Роуд — первый в мире полноценный ж/д вокзал, открытый в далеком 1830 году

В 1830 году в Великобритании, в городе Манчестер был открыт первый пассажирский вокзал в мире — Ливерпул-Роуд. Открытие вокзала было приурочено к запуску в эксплуатацию железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Обстоятельные англичане, видимо, подумали: «Если уж строить, так строить сразу все» и не ограничились маленькой невзрачной станцией. Вокзал Ливерпул-Роуд являлся, по тем меркам, современной постройкой, станция бесперебойно функционировала и обслуживала большое количество пассажиров в течение 150 лет. Только в 1975 году Ливерпул-Роуд, самый старый вокзал в мире, «ветеран» железнодорожных станций, перестал работать: в наше время он представляет собой музей.

Старинный вокзал в Брюсселе — прообраз современной ж/д станции

Как только мир признал железнодорожный транспорт, и люди перестали бояться «пыхтящих» черным дымом паровозов, во всех крупных европейских странах началось активное строительство не только ж/д путей, но и вокзалов. В 1835 году в Брюсселе был открыт крупный вокзал, который даже по сегодняшним меркам был бы образцовой станцией. В здании вокзала находились билетные кассы, камера хранения багажа с отделением не только для крупных вещей, но и для ручной клади, зал ожидания, оснащенный скамьями для пассажиров, станционный буфет и т.д. На перроне брюссельского вокзала постоянно находился дежурный по станции в форменной одежде. Также на перроне был установлен большой медный колокол, который оповещал пассажиров о прибытии и отправке поезда, при необходимости использовался для подачи сигналов тревоги и т.д.

Первый вокзал в России

vokzal_16_04_2014-02Витебский вокзал в Санкт-Петербурге просто поражает приезжих своим величием и красотой

Российская империя — самая могущественная держава XIX-XX веков — естественно не отстала от Англии и Бельгии и в скором времени обзавелась собственным, первым в стране вокзалом. В 1837 году на Царскосельской железной дороге (первой в России) было открыто одноэтажное деревянной здание Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Через 12 лет была произведена первая реконструкция здания, на месте небольшого вокзала из дерева возникла внушительная постройка из камня. Проект нового «Каменного» вокзала был создан архитектором К.А. Тоном, здание, построенное по его задумке, простояло до 1904 года, после чего вновь было перестроено архитектором Бржозовским. Надо сказать, что сегодня Витебский вокзал является одним из самых известных вокзалов России и считается классикой русского модерна начала ХХ века.

Во второй половине XIX века было открыто множество вокзалов, которые и сегодня продолжают работать. Северный вокзал в Париже (1846), Чаринг-Кросс в Лондоне (1864), Центральный вокзал в Нью-Йорке (1871) — все эти старинные вокзальные станции уже давно перестали быть просто комплексом служебных помещений и стали символами своих городов, действующими музеями под открытым небом, историей развития железнодорожного сообщения, запечатленной в каждом камне этих великолепных зданий.

Оставить комментарий