Форма и знаки различия железнодорожников

Форма сотрудника ОАО «РЖД»

Форма сотрудника ОАО «РЖД»

Исторически сложилось так, что работники транспортной отрасли в нашей стране привыкли различать должности по нарукавным нашивкам. Летный персонал и наземные службы гражданской авиации делали это практически во все времена своего существования, равно как их коллеги – транспортники из морского и речного флота. У железнодорожников в период с 1926 по 1932 и с 1972 по 1994 годы чин определяли также по рукаву. И вот в настоящее время происходит возврат к системе нарукавного различия работников по командному составу.

Знаки различия у железнодорожников

Исторически принадлежность к той или иной отрасли определялась по расположенной ниже пуговицы металлической эмблеме. У строителей она была в виде моста, у вагонников в виде вагона, у локомотивщиков красовался паровоз, у движенцев – светофор, связисты были отмечены скрещенными молниями, а серп и молот, наложенные на французский ключ и молот, выделяли административый аппарат.

Плащ форменный мужской

Плащ форменный мужской летний для проводников фирменных поездов, а также машинистов и помощников машинистов высокоскоростного поезда «Сапсан» темно-синего цвета из смесовой ткани

В новой системе ОАО «РЖД» к знакам различия относятся галуны и звезды специального рисунка. На рукавах – знак региональной принадлежности: буквенное обозначение дороги-филиала РЖД. У младшего руководящего состава обязательно присутствует галун, который был принят еще в конце 19 века для гражданских чиновников. У командиров среднего звена к галуну добавляются звездочки, а по их количеству определяется старшинство.

Рисунок звездочек для РЖД делали специально. Руководителей высшего звена узнают по широкому галуну особого рисунка. У вице-президентов над галуном виноградные листья (установлены еще «Положением о гражданских мундирах для гражданского персонала Министерства путей сообщения» от 1834 года) и на лацканах воротника вышиты позументы. Главным знаком принадлежности к персоналу ОАО «РЖД» является шеврон, выполненный в форме овального контурного щита красного цвета на ткани цвета предметов форменной одежды. Внутри щита – эмблема из стилизованных букв РЖД красного цвета. Шеврон предназначен для ношения на левом рукаве. На форменных пуговицах также эмблема компании. Разработкой знаков для ОАО «РЖД» занимался Геральдический совет при президенте.

Действующие знаки отличия

  • Начальник железной дороги (генеральный директор) имеет галун в 30 мм и три звезды по 25 мм в диаметре.
  • Диспетчеры – галун 15 мм и четыре звезды.
  • Начальник дистанции, ж/д станции, депо, ПМС, внеклассного и первого класса вокзалов – два галуна по 15 мм и столько же звезд.
  • Начальник ПТО локомотивов и вагонов, дежурные и мастера – один галун и две звезды.
  • Машинист локомотива 3-го класса, осмотрщик вагонов, составитель поездов, старший билетный кассир – один галун шириной 15 мм.

История разработки и введения нового форменного стиля

Новая форма была разработана согласно приказу ОАО «РЖД» от 2010 года в целях улучшения имиджа организации.

Пальто форменное женское зимнее

Пальто форменное женское зимнее для проводников фирменных поездов

В апреле 2003 года был объявлен конкурс для художников-модельеров страны, которые захотели принять в нем участие. Предварительно проводился опрос железнодорожников, которые высказались за отмену философии военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта в новом фирменном стиле.

В июне 2006 года состоялся первый показ образцов одежды, знаков и аксессуаров. Жюри отдало предпочтение эскизам Дома моды Виктории Андреяновой (Москва). И после рабочих показов в 2006-2007 годах состоялось официальное одобрение их заказчиком. Начался этап конструирования и составления технических условий.

В 2009 году проводились эксплуатационные испытания на Октябрьской железной дороге. В целом одежда была одобрена, но прописаны замечания, которые впоследствии учли при запуске одежды в массовое производство.

Фирменные цвета – синий, серый, серебристый, красный.

Форменная одежда железнодорожника

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России имели 7 установочных форм обмундирования – парадную, праздничную, обыкновенную, особую, будничную, летнюю, дорожную. Нынешняя верхняя зимняя и демисезонная одежда (пальто, плащ, куртка) выдается работникам для ношения в течение 4-х лет (для работников в фирменных поездах – на 3 года), костюм подлежит использованию в течение 2-х лет. Ношение форменной одежды является обязательным для всех структурных подразделений при условии непосредственного участия в организации движения и обслуживании пассажиров и приобретается за счет средств самого РЖД.

Смешение форменной одежды с иной не допускается.

Пенсионеры-железнодорожники могут в торжественных случаях носить форму и знаки различия, которые полагались им по статусу в момент выхода на пенсию.

1 комментарий

  1. Александр Кузнецов:

    Ну это не форма! В такой только клоуном в цирке выступать! Всё таки последня форма с погонами, была очень красивая и удобная, а теперь над нами угорают кому не лень! Якунин, верни старую форму и перестань нас обваровывать!!

Оставить комментарий