Интересные исторические факты о московских вокзалах

Сколько в Москве вокзалов, спросите вы… В настоящее время их девять, но в начале 20 века планировали строительство так называемого Центрального вокзала. Им собирались заменить все остальные. Первые проекты предполагали его размещение в Александровском саду. И хотя проектов было весьма много, Первая и Вторая мировые войны эти планы разрушили. В наши дни ожидается строительство еще четырех железнодорожных вокзалов: Евровокзала в центре города, Восточного в районе станции Перово (на пересечении Рязанского и Горьковского направлений), Южного на площади Ильича в районе станции Царицыно (на пересечении Курского и Павелецкого направлений), и еще одного на площади Трех вокзалов рядом со станцией Каланчевская.

Большинство из ныне действующих – тупикового типа. Не являются таковыми Курский и Белорусский. Отчасти к этой категории также можно отнести Савеловский, так как все же существует, хотя и единственная ветка с Белорусского вокзала через Савеловский на Рыбинск. В основном вокзалы работают по одному направлению, а название совпадает с направлением, которое обслуживает вокзал. Но есть в этом смысле и исключения – вокзалы, работающие сразу на двух направлениях, или расхождения наименований направления с именем вокзала. Так, например, Белорусский обслуживает Смоленское направление, Курский занимается сразу двумя – Курским и Горьковским, Казанский – Рязанским и Муромским (в подмосковном городе Люберцы эти ветки соединяются).

Поезда «Аэроэкспресс» отправляются с трех вокзалов. В аэропорт Внуково можно доехать с Киевского вокзала, в Домодедово – с Павелецкого, а в Шереметьево – с Белорусского.

На семь вокзалов из девяти можно попасть с кольцевой линии метрополитена. Исключение – Рижский и Савеловский. Комсомольска площадь, именуемая «площадью трех вокзалов», объединяет в себе Казанский, Ярославский и Ленинградский.

Ярославский вокзал

Здание Ярославского вокзала (Москва, Комсомольская площадь)

Здание Ярославского вокзала (Москва, Комсомольская площадь)

Возведен по проекту петербургского архитектора Р.И. Кузьмина и мастера архитектуры С.Л. Шустова. До конца 19 века почти не менялся, а появившиеся в 1900 году пристройки не решали проблему нехватки площадей. Таким образом, назрела необходимость в постройке нового здания. Проект был выполнен Ф. Шехтелем, и Николай Второй одобрил его. Строительство длилось в течение 5-ти лет, в результате чего появилось здание, в три раза превышающее прежнее, в котором архитектор удачным образом объединил несколько различных построек.

С 1862 по 1870 годы носит название Троицкого, затем до 1922 – Ярославского, далее переименован в Северный, с которым жил до 1955 года. Такое свое название он получил за то, что связывает Москву с северными регионами нашей страны. Здесь же начинается самая длинная в мире магистраль Москва-Владивосток протяженностью 9302 км, а также существует связь со столицами Китая, Кореи, Монголии.

Савеловский вокзал

Автором проекта является известный меценат и промышленник Савва Мамонтов.

За все время своего существования считается самым «тихим», так как это единственный вокзал, с которого не отправляются поезда дальнего следования.

С 1902 до 1912 года носил название Бутырского.

Рижский вокзал

С вокзала отправляются всего два поезда – в Ригу и в Великие Луки.

Несколько путей занимает экспозиция музея истории ж/д транспорта. Четыре раза в неделю с него отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге до станции Подмосковная, на которой расположено старейшее действующее депо.

С 1901 по 1930 годы – назывался Виндавский, до 1942 именовался Балтийским, до 1946 – Ржевским.

Павелецкий вокзал

Связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Казахстаном, Средней Азией, Кавказом. С 1900 по 1910 был Павелецким. Переименовался в Саратовский и носил это название до 1941 года. Траурный поезд с телом В.И.Ленина прибыл именно на этот вокзал. Через несколько лет после смерти вождя у входа на вокзал был построен музей с названием «Траурный поезд В.И.Ленина».

Ленинградский вокзал

Старейший вокзал Москвы. По требованию Николая Первого является зеркальным отражением Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Единственное здание из вокзалов, которое не принадлежит Московской железной дороге. Архитектор – Константин Тон, который к тому времени уже доказал свое мастерство как автор Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

Является памятником архитектуры, охраняем государством.

С 1851 по 1855 носил название Петербургского, до 1924 – Николаевского, до 1937 года – Октябрьского.

Курский вокзал

Здание высотой 15 метров накрыто оригинальной кровлей, которая образует 9-метровый козырек. Является в столице самым крупным. Вмещает в себя одновременно 11 тыс. человек.

Некоторое время в 90-х годах 19 века именовался Курско-Нижегородским.

Киевский вокзал

Здание площадью в 36000 кв. м выполнено в стиле неоклассицизма и ампира. Фасад здания выходит на Москву-реку. Имеет башню высотой 51 м, которую украшают огромные часы. Большой перронный зал имеет стеклянное перекрытие, выполненное при помощи уникальной арочной конструкции по проекту В.Г.Шухова – автора телебашни на Шаболовке. Коэффициент пассажиропотока составляет свыше 400 человек в час.

С 1918 по 1934 назывался Брянским.

Москвичи прозвали башню Киевского вокзала московским Биг-Беном (высота башни сопоставима с высотой 16-этажки).

Казанский вокзал

Здание является архитектурной достопримечательностью Москвы. В 1990 претерпел последнюю реконструкцию, в результате которой превратился в современный терминал с множеством технических новинок. Здесь был сооружен самый длинный подземный тоннель Москвы, соединяющий все три вокзала на Комсомольской площади.

С 1862 по 1894 именовался Рязанским.

Белорусский вокзал

Здание Белорусского вокзала в Москве

Здание Белорусского вокзала в Москве

От перронов Белорусского вокзала в 1941 году отправились на фронт первые эшелоны. Именно здесь впервые прозвучала «Священная война». По праву называется вокзалом Победы. Каждый год здесь проходят торжественные мероприятия празднования 9 мая. Долгое время являлся главным местом встреч всех иностранных делегаций и местом съемок эпизодов различных фильмов, в том числе и одноименного («Белорусский вокзал», 1971).

С 1870 до 1871 был Смоленским, затем до 1912 – Брестским, до 1936 – Белорусско-Балтийским.

Оставить комментарий