История Московской железной дороги

Московская железная дорога

Московская железная дорога

Московская железная дорога – явление в каком-то смысле уникальное. Когда-то (а точнее, в 1861 году) этот путь состоял всего лишь из одной линии «Москва-Петушки». Сегодня же Московская железная дорога занимает второе место в России по протяженности и первое – по количеству пассажирских и пригородных перевозок. Кроме того, она охватывает порядка 27-30 процентов населения нашей страны. На узлах МЖД расположены многие важные пункты сообщения российской экономики. В путь по этой магистрали ежедневно отправляются 3000 поездов. Можно без преувеличения назвать МЖД самой известной из существующих в данный момент 16 железных дорог России.

Первый период (1861-1899)

История Московской железной дороги начинается с открытия сообщения между Москвой и Петушками в 1861 году. Уже через год первый поезд был запущен до Нижнего Новгорода, а через два – до Сергиева Посада.

Дополнительные линии строились практически каждый год. К 1870 году был открыты новые сообщения с Рязанью, Смоленском и Курском. Активное развитие линии постепенно вывело ее на одно из первых мест по количеству перевозок. Что неудивительно, если учесть общую протяженность магистрали в 2000 километров (по данным на 1880 год).

Линия развивалась вплоть до начала 20-го века. К этому времени уже были открыты направления на Черусти, Савелово, Шаховскую и Брянск. После создания знаменитой Окружной железной дороги ветку впервые назвали Московским железнодорожным узлом.

Московский железнодорожный узел (1899-1970)

Московский ж/д узел включал в себя все ветки, построенные до начала 20-го века. В него также входили и все направления, построенные после. Он существует до сих пор и по размерам занимает одно из первых мест в мире. МЖУ включает не только основные направления Московской железной дороги, но Малое и Большое железнодорожные кольца.

После формирования Московского ж/д узла дальнейшее развитие направления шло достаточно линейно вплоть до 1929 года, когда началась его крупномасштабная электрификация. И первым электрифицированным участком стал «Москва-Мытищи». Позднее отдельные линии переводились на постоянный ток, но большинство продолжало работать на переменном.

К 1943 году окончательно сформировалось Большое железнодорожное кольцо, которое объединило в себе множество участков, некоторые из которых существовали еще в 19-м веке. Оно также вошло в состав Московского железнодорожного узла.

В 1966 году дорогу наградили почетной наградой – орденом Ленина.

Однако к этому времени МЖД как явление еще не была окончательно сформирована. Создали ее лишь в 1970 году, когда Министерство путей сообщения заканчивало свой проект по масштабному укрупнению Московского ж/д узла. Этот проект был рассчитан на 15 лет. Основной его целью стало увеличение пропускной способности и объединение отдельных линий в единое образование.

Московская железная дорога (1970-современность)

Музей Московской железной дороги на Павелецкой

Музей Московской железной дороги на Павелецкой

Так и возникла в 1970 году МЖД в том виде, в котором она известна сегодня. Конечно, за прошедшие с тех пор сорок с лишним лет многое изменилось. Например, увеличилось количество и протяженность сообщений, многие пути были переведены на постоянный ток, модернизированы отдельные линии, которым необходима была реконструкция.

После 1991 года укрупнение и объединение линий продолжилось. Именно это позволило МЖД расширяться и увеличивать пропускную способность. Уже в 2000-х были открыты новые скоростные пути. Позднее был создан знаменитый «Столичный экспресс». В 2011 году все семь отделений МЖД были упразднены и заменены на региональные отделы.

Оставить комментарий