История развития поездов

Поезда прошли долгий путь развития от достаточно примитивных паровых машин до суперсовременных монорельсовых скоростных составов. При этом создавались они относительно нелинейно. Изобретатели и инженеры из разных стран мира делали небольшие вклады в общее дело эволюции поездов, что и позволило железнодорожному транспорту существовать и постоянно развиваться.

Пар и первые опыты

Когда-то паровозы были чудом. Им же они остались и сегодня

Когда-то паровозы были чудом. Им же они остались и сегодня

Первые поезда (которые в то время еще были паровозами) были основаны на паровых машинах. Первопроходцем в области «популяризации» таких машин и отвязки их от угольных шахт стал Джеймс Уатт. В 1773 году он создал первый работающих образец, а спустя девять лет им же была сконструирована универсальная паровая машина, которая стала применяться не только в промышленности, но и при производстве паровозов, пароходов, автомобилей.

Появление рельсов

Рельсы, как ни странно, развивались более или менее обособленно от поездов и паровозов. Они активно использовались уже тогда, когда о паровых машинах еще даже не слышали. Первые рельсы применялись в шахтах и карьерах, позднее появились пассажирские модификации. Тележки в этом случае приводились в движение с помощью конской тяги.

Для производства рельсов в середине 18-го века использовалось в основном дерево. В дальнейшем его заменили чугуном из-за большого веса паровозов – деревянные рельсы просто не выдерживали нагрузки. Правда, чугун тоже показал себя не лучшим образом, поэтому инженерам пришлось ждать удешевления железа, чтобы наконец-то начать активно развивать железнодорожные пути.

Паровозы

Джеймс Уатт, хоть и был изобретателем универсальной паровой машины, в массовом производстве локомотивов участия уже не принимал. Безуспешную попытку «популяризации» нового вида транспорта в 1804 году предпринял его друг, Ричард Тревитик. Однако первый настоящий железнодорожный «бум» начался лишь в 20-х годах 19-го века, когда была построена железная дорога «Дарлингтон-Стоктон» (первая в мире) и общественная линия «Манчестер-Ливерпуль». Изобретателем самой популярной в те годы модели паровоза стал Джордж Стефенсон.

Электрическая тяга

 Со временем паровозы были заменены на электровозы

Со временем паровозы были заменены на электровозы

В 1879 году, спустя почти столетие после создания первой паровой машины, Вернер Сименс представил проект первого состава на электрической тяге. Уже через два года после нескольких пробных запусков (один из которых, в частности, произошел на французской текстильной фабрике Дюшен-Фурье) произошло открытие первого электрического железнодорожного пути в Германии. Линия соединила Берлин и Лихтерфельд.

Постепенная электрификация железных дорог началась уже в конце 19-го века, но только после Первой Мировой войны на этот путь встали все цивилизованные страны. В течение всего 20-го века во всем мире паровозы заменялись электровозами – поначалу лишь в шахтах, карьерах и туннелях, но со временем дело дошло и до пассажирских линий. Сегодня же локомотивы на паровой тяге действуют в основном на специализированных экспозициях и вокзалах, ставших памятниками архитектуры.

Развитие железных дорог в России

Россия (а позже и СССР) активно участвовала в истории развития поездов. В 1798 году, еще до постройки первого паровоза, был создан Департамент водных коммуникаций, который спустя десять лет переименовали в Управление водяными и сухопутными сообщениями. Эта организация долгое время была ответственна за модернизацию путей сообщения во всей России.

Активные работы шли вплоть до начала Великой Отечественной войны и были продолжены после ее окончания. Главное в 19-м веке для железных дорог событие случилось в 1837 году, когда была построена Царскосельская железная дорога. Она не только соединила Санкт-Петербург с Царским селом, но и начала приносить огромный доход от перевозок пассажиров. Активное строительство железных дорог продолжалось вплоть до 70-х годов 20-го века, после чего темпы немного приостановились.

Электрификация ж/д путей в России началась еще до Первой Мировой войны. Но проект принял действительно огромный масштаб только после ее окончания. СССР стала одной из первых стран, которые начали производить электровозы по собственной технологии.

Несколько интересных фактов

  1. Именно изобретение и популяризация поездов стала причиной возникновения часовых поясов и перевода на «зимнее время». Раньше в них необходимости не было, поскольку не существовало скоростного транспорта.
  2. Первые паровозы вызывали у многих людей страх или беспокойство. Создавались даже целые общественные движения, призывавшие не использовать эти машины. Люди опасались того, что паровозы будут загрязнять воздух, мешать скоту и создавать много шума.
  3. В России в период активного развития паровых составов были введена отдельная войсковая часть под названием «железнодорожные войска». Предполагалось, что они смогут быстро передвигаться с места на места. Но особого применения этим войскам так и не нашлось.
  4. С помощью игрушечной железной дороги был сконструирован первый кардиограф. Правда, он так и остался прототипом из-за низкой точности и чувствительности.

Оставить комментарий