История Транссибирской магистрали

Железная дорога самой большой протяженности в мире (длиной 9298 км) – Транссибирская магистраль – ведет путешественников в направлении от европейской части России к Дальнему Востоку. Следуя от Москвы до Владивостока, пассажиры частенько интересуются: сколько же времени потребовалось на сооружение транспортного «гиганта»?

Затянувшееся начало

Потребность в железной дороге от края до края Сибири созрела еще в середине XIX века: именно с того времени генерал-губернаторы и богатейшие купцы стали обращаться к императору с прошением о ее прокладке. Но только в 1886-м Александр III внял их просьбам, и в 1891-м начались работы. Первые «удары киркой» были сделаны в марте того же года вблизи уральского города Миасс. Но официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали считают 31 мая, когда цесаревич Николай собственноручно высыпал тачку земли на полотно возле Владивостока.

25 лет работы

Если с историей возникновения и развитием Транссибирской магистрали все понятно, то ответ на вопрос, когда ее построили, не так прост. Воплощение в жизнь этого проекта происходило поэтапно, и каждый готовый отрезок без промедления сдавался в эксплуатацию. Первые составы отправились по маршруту еще осенью 1901-го, а регулярное сообщение между Санкт-Петербургом (тогда этот город, а не Москва, был начальным пунктом) и Владивостоком наладили только полтора года спустя.

Благодаря Транссибу у поездов впервые появилась возможность курсировать без использования паромных переправ через всю Евразию – от Атлантического до Тихого океана. Ведь в 1905 году с введением в эксплуатацию Кругобайкальской дороги рельсовый путь с Дальнего Востока в Европу стал непрерывным.

По 1904-й включительно составы через Байкал переправлялись на одноименном пароме-пароходе, который был оснащен тремя рельсовыми колеями и весил 4000 тонн. Его построили в Англии, доставили в Россию в семи тысячах контейнерах и собирали здесь два года.

Завершением строительства Транссиба стало сооружение в 1916 г. моста через Амур в районе Хабаровска. До того маршруты проходили частично по КВЖД через Манчжурию. Но после поражения Российской империи в войне с Японией сохранение контроля над китайскими территориями стало затруднительным. Поэтому было принято решение проложить новый отрезок пути.

Современный мост через Амур в Хабаровске: по нижнему «этажу» идут поезда, по верхнему – автомобили

Современный мост через Амур в Хабаровске: по нижнему «этажу» идут поезда, по верхнему – автомобили

Трудности строительства

Многие знают, где находится Транссибирская магистраль: в местности с суровыми природными условиями, но мало кто задумывается, какие усилия потребовались, чтобы она была проложена. Ведь в конце XIX-начале XX века работы велись преимущественно вручную и большей частью по безлюдным местам.

А погода не радовала даже летом – люди плавились от жары, страдали от гнуса. Что уж говорить про зиму: морозы до –50 °С, метели, промерзание грунта. Случались и настоящие катастрофы, например, в 1897-м наводнение снесло более 400 км железнодорожной насыпи, а через год в разгар засухи пришли чума и сибирская язва. Несмотря на эти помехи строительство Транссиба продвигалось по 500-600 км в год, что кажется сегодня настоящим чудом.

Значение дороги в развитии территорий

До того как Транссибирская магистраль была построена, у нее находилось немало противников, которые не понимали, зачем вкладывать такие огромные средства и силы, считая, что в места, где она пройдет, ринутся орды авантюристов. Но вместо этого сюда «хлынули» потоки рабочих, ведь станции и перегоны требовали создания ремонтного и путевого хозяйства.

Основная функция Транссибирской магистрали – транспортировка грузов

Основная функция Транссибирской магистрали – транспортировка грузов

В результате столыпинских реформ Транссибом воспользовались переселенцы из крестьян, превратившие Сибирь в новую житницу империи. В начале 1910-х пшеницы и масла из этих краев стало поступать столько, что Россия смогла продавать продукты в Европу.

Великий путь оказал благотворное влияние на развитие значительных по площади территорий и позволил начать новую жизнь десяткам тысяч людей. По нему и сегодня можно «прокатиться» – маршрут Москва-Владивосток к вашим услугам!

Оставить комментарий