Как поезда справляются с метелями, обледенением и снежными заносами

Снежные заносы представляют опасность для людей и техники. Они приносят неудобства во многие сферы жизни. Достаточно остро это ощущают работники железнодорожного сообщения. В России ж/д пути проходят через несколько сменяющихся климатических зон. Поэтому наши поезда сталкиваются с разными видами заносов. Они делятся на 3 группы:

  1. Снегопад – интенсивное выпадение снега без ветра.
  2. Мокрый снег – снегопад при плюсовой температуре воздуха.
  3. Метель – падающий или уже выпавший снег с сильным ветром. В первом случае такое явление природы называется верховым, во втором – низовым или поземкой.

В особо сложных условиях снегопад может сочетаться с метелью. Возникает ощущение, будто снег летит сразу со всех сторон. Такое явление называется двойной метелью.

В каждой из групп выделяются подвиды природных явлений – умеренное, значительное и сильное. Они, в свою очередь, соответствуют трем классам опасности:

  • опасное;
  • очень опасное;
  • сверхопасное.

Выпавший на пути снег затрудняет движение поезда – скорость состава неизменно снижается. А если образовался занос высотой, превышающей головку рельса более чем 0,2 м, ситуация характеризуется как аварийная.

ВНа фото – поезд идет по заснеженным путям

Снег значительно затрудняет движение поезда и может вообще остановить его

Еще один опасный момент – спрессованный снег. Если он попадет между подошвой рельса и подкладкой, целостность рельсовой нити будет нарушена, что чревато сходом поезда с пути.

Как борются с заносами на путях

Обычно метеорологи заранее предупреждают транспортные предприятия о надвигающейся опасности. Получив сообщение, сотрудники железной дороги принимают экстренные меры по подготовке снегоочистительной техники и переводу станции или узла в режим работы в особых условиях.

От ожидаемого типа снежного заноса зависит последующая реакция ж/д работников. Например, снегопад, мокрый снег и метель умеренной интенсивности требуют особой бдительности в ночное время. Все остальные угрожают безопасности движения и днем.

Для борьбы со снежными заносами на железнодорожных путях могут быть приняты следующие меры:

  • выделены дополнительные рабочие силы для расчистки рельсов;
  • задействованы стационарные очистительные механизмы;
  • привлечена снегоуборочная техника;
  • запущены специальные снегоуборочные поезда.

Чем крупнее станция, тем больше ресурсов выделяется на преодоление заносов на ней.

Техника для расчистки путей

Обычно железные дороги защищаются от снежных заносов естественными преградами, такими являются лесонасаждения с различным количеством полос. Если это не спасает, сугробы расчищают специальной техникой и вручную. Так, например, работники Западно-Сибирской железной дороги минимум раз в два года видят сугробы выше 0,25 м, когда вручную справиться трудно.

Тогда на помощь приходит снегоуборочная техника:

  • снегоочистители, работающие в основном на станциях и узлах;
  • специальные машины для уборки спрессованного снега;
  • пневмообдувочные машины для стрелочных переводов;
  • путевые струги, расчищающие ж/д полотно.

Особого внимания заслуживают так называемые снегопоезда. Это несколько вагонов, движимые локомотивом, предназначенные для уборки снега. Они оснащаются щетками, ножами, колющими лед механизмами. Летом снегопоезда отправляются на уборку мусора с путей.

Кто отвечает за расчистку путей

Все структурные подразделения транспортных компаний получают инструкции по подготовке к работе в условиях, сопровождаемых снегопадами и метелями. Разрабатываются такие документы компетентными органами, специалисты которых тщательно исследовали местные погодные условия (например, региональным филиалом «РЖД»).

Для своевременного оповещения о надвигающихся природных катаклизмах в Министерстве путей сообщения работает Департамент пути и сооружений. У него есть геофизическая станция, на которой трудятся метеорологи.

Получаемая ею информация распространяется через заместителей начальников железной дороги в каждой точке. Они же должны будут впоследствии отчитаться перед Департаментом о проделанной работе.


Оставить комментарий