Кондуктор на железной дороге: отголоски прошлого или актуальная в наши дни профессия?

Все мы знаем о таких «железнодорожных» профессиях, как проводник вагона, начальник поезда, машинист и… кондуктор. Но если с тремя первыми профессиями все более-менее понятно, то о кондукторах большинство из нас имеет самое туманное понятие. Скорее даже так: многие люди знают, что на железной дороге работают кондуктор только из песен «Постой, паровоз…» и «Сиреневый туман». Так что же это за профессия такая — кондуктор, и какие обязанности возложены на данных сотрудников российских железных дорог?

Untitled-3

Обер-кондукторы были важными персонами на железных дорогах и даже имели свой форменный мундир

Когда возникла профессия кондуктора?

Работу кондуктором на первых российских железных дорогах можно без преувеличения назвать одной из самых ответственных и важных. В данной профессии была своя «табель о рангах», включающая в себя следующие должности:

  • обер-кондуктор;
  • старший кондуктор;
  • тормозной кондуктор («тормозильщик»);
  • хвостовой кондуктор;
  • смазчик.

Обязанности кондукторов в зависимости от их ранга были различными:

Название «собачник» имеет следующую этимологию: хвостовые кондукторы не хотели нести на себе через весь состав тяжеленный тормозной башмак, поэтому они привязывали его на длинную веревку и тащили волоком, как упирающуюся собаку.

  1. Обер-кондуктор не выполнял тяжелой физической работы, но это не означает, что он ничего не делал. Составление маршрута поездки, осуществление связи между дежурным по станции и машинистом локомотива, регулирование скорости движения и т.д. — от качества работы главного кондуктора напрямую зависела «функциональность» всего состава. Важной обязанностью был также контроль наличия свободных мест в вагонах различных классов. Поскольку в те времена у пассажиров не было возможности купить ж/д билеты через Интернет или хотя бы узнать, есть ли в поезде свободные места, зачастую вагоны III-IV классов оказывались набитыми битком, что нередко приводило к аварийным ситуациям (на пути выпадали вещи, а то и пассажиры). Так вот, задачей обер-кондуктора была проверка вагонов различных классов и передача информации о наполненности вагонов телеграфом на следующие станции. Кстати, именно главный кондуктор, убедившись, что поезд полностью готов к отправлению (кондукторские бригады на месте, все пассажиры заняли свои места, двери в вагоны закрыты), подавал машинисту сигнал с помощью свистка. Только услышав заливистую трель, машинист имел право тронуть состав с места. (Именно этот ответственный момент подачи сигнала свистом и отражен в песне «Сиреневый туман»: сердобольный кондуктор «не спешит» отправлять поезд, чтобы дать влюбленным возможность «попрощаться навсегда»).
  2. Старшие кондукторы координировали работу всей кондукторской бригады: тормозильщиков, смазчиков и т.д.
  3. Тормозные кондукторы — люди, отвечающие за своевременное торможение поезда. Именно их профессия увековечена в песне «Постой, паровоз, не стучите, колеса, кондуктор, нажми на тормоза…». На самом деле процесс остановки состава происходил именно так: услышав звуковой сигнал из паровоза поезда, тормозильщики, чьи площадки располагались через каждые несколько вагонов, с помощью рычага прижимали к бандажам колес ручные тормозные колодки. Работа тормозным кондуктором была очень тяжелой и требовала от своих исполнителей физической силы, выносливости, внимательности. В любую погоду, круглые сутки тормозильщики находились на своем посту — открытой всем ветрам, раскачивающейся тормозной площадке. Помимо своих основных обязанностей, старшие и младшие кондукторы также осуществляли сцепку и расцепку вагонов на станционных путях. Чрезвычайно тяжелый труд, отсутствие нормальных условий для работы и отдыха зачастую приводили к тому, что тормозной кондуктор просто засыпал на своем посту, и поезд, проезжая на закрытый семафор, попадал в аварию.
  4. Untitled-4

    От слаженной работы кондукторской бригады зависело, благополучно ли дойдет поезд до станции назначения
  5. Хвостовой кондуктор, или «собачник». Занимал место на хвостовой тормозной площадке, разжигал и поддерживал огонь в хвостовых огнях, сигнализировал ими, следил за тем, чтобы из вагонов ничего не выпало на пути. В арсенале хвостового кондуктора имелся тормозной башмак: если происходила расцепка вагонов, и часть из них оставалась на пути, «собачник» подкладывал под их колеса башмак, блокирующий самопроизвольное движение вагонов.
  6. Смазчики, как понятно из названия, занимались добавлением осевого масла в буксы и мелким ремонтом вагонов.

    Кондукторы в наше время

    Профессия кондуктора была востребована в те времена, когда конструкция поездов была далеко не так совершенна как сейчас. В конце 1960 годов кондукторские бригады были упразднены, впрочем, не до конца. Работа кондуктором возможна и сейчас, но только на сортировочных и грузовых станциях. В наше время кондукторы грузовых поездов занимаются обслуживанием товарных поездов, участвуют в формировании состава, отвечают за сохранность груза, контролируют исправность автотормозов.

Оставить комментарий