Невозвратные билеты на поезда

Сейчас в прессе широко обсуждается законодательное нововведение: невозвратные билеты на поезда, которые будут стоить заметно дешевле обычных, но которые можно будет сдать лишь при определенных обстоятельствах.

Насколько сильно нововведения изменят ситуацию?

Насколько сильно нововведения изменят ситуацию?

Цель и суть – с точки зрения законодателей

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 555182-6 принят Государственной думой ФС РФ в первом чтении 24.03.2015 (Постановление № 6355-6 ГД). Закон вступит в силу со дня его публикации в официальных источниках. Президентом РФ В. Путиным документ пока не подписан.

Цель

Цель введения невозвратных билетов – совершенствование системы ценообразования перевозок пассажиров ж/д транспортом дальнего следования за счет снижения стоимости таких билетов и дополнения тарифной сетки соответствующими тарифами.

На сегодняшний день перевозчики обязаны принимать все сдаваемые обратно билеты. Поэтому они вынуждены закладывать в их стоимость свои возможные убытки при выплате стоимости проездных документов, пусть и неполной. Это ведет к увеличению цен на билеты.

Предполагается, что пассажиры получат выгоду от приобретения билетов по сниженной цене, принимая на себя риск того, что обратно их не примут. Им придется все рассчитывать по возможности точно. С другой стороны, вспомним, как часто каждый из нас сдавал ж/д билеты? Как правило, это не происходит в массовом порядке, составляя единичные случаи, по разным оценкам, в среднем от 6 до 9 % (ключевое слово здесь «в среднем», а почему – будет понятно в конце статьи). Кроме того, пассажиры будут иметь свободу выбора – покупать ли им обычные билеты или невозвратные.

Эти соображения послужили основанием для Комитета Государственной думы по транспорту поддержать данный законопроект.

Суть

Сущность нововведения, изложенная в ст. 1 Законопроекта № 555182-6, заключается в том, что возврат денег за неиспользованные билеты по новым «невозвратным» тарифам осуществляется исключительно в следующих случаях:

  1. болезнь пассажира;
  2. несчастный случай;
  3. внезапная болезнь совместно следующего с пассажиром супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (родного или усыновленного);
  4. смерть члена семьи;
  5. отмена или задержка отправления поезда;
  6. не предоставление пассажиру места согласно билету.

Обстоятельства, изложенные в пунктах 1-4, необходимо подтвердить соответствующими документами. На пригородные поезда данное нововведение не распространяется.

Билеты на пригородные поезда останутся в прежнем статусе

Билеты на пригородные поезда останутся в прежнем статусе

Мнения

За

Невозвратные билеты будут реализовываться на половину рейсов перевозчика, но по каким направлениям, пока неизвестно. Снижение стоимости будет составлять от 30 до 50 % для купейного, мягкого и люксового типов вагонов, что сделает их стоимость близкой к плацкартному. Это привлечет новых пассажиров.

Если сравнить короткие и длинные маршруты, то на вторых перевозчик при возврате билета теряет больше, следовательно, именно на эти маршруты преимущественно и захотят ввести невозвратные билеты. Кроме того, существуют направления, по которым ходят полупустые составы, либо они отправляются и/или приходят в пункт назначения в неудобное для пассажира время. Следовательно, продажа невозвратных билетов на такие маршруты повысит на них спрос.

Невозвратные билеты в той или иной форме уже используются в Австрии, Франции и Германии, что является косвенным аргументом в пользу их внедрения в России.

Против

С точки зрения представителей Общества защиты прав потребителей, поправка к Уставу лишает пассажиров права отказаться от услуги в любой момент. Кроме того, опыт введения невозвратных авиабилетов показал, что существенного снижения их стоимости не наблюдалось, однако за время, истекшее после их введения операторами зафиксирован экономический эффект от 10 до 15 %.

ОАО «РЖД» – монополист, не связанный конкурентными рамкам, поэтому ценообразование на его услуги и экономическое обоснование как дисконта, так и стоимости имеют достаточно зыбкое основание. Захочет ли РЖД терять прибыль, продавая невозвратные билеты на пользующиеся спросом маршруты, поскольку процент возврата здесь будет близок к нулю или равен ему?

Оставить комментарий