Обязанности проводника РЖД, работающего в пассажирских вагонах, можно, по сути, охарактеризовать коротко — обеспечение максимального комфорта пассажиров в течение всей поездки. Кому-то может показаться, что в работе проводника нет никаких сложностей: проверить билеты при посадке (а если речь идет об электронной регистрации, то и этого не требуется), выдать постельное белье, пару раз в день пройти по вагону, предлагая пассажирам чай-кофе, и все. На самом деле это совсем не так, и работники РЖД имеют четко установленный и довольно обширный список функциональных обязанностей, связанных не только с обслуживанием пассажиров, но и с поддержанием чистоты и температурного режима в вагоне и т.д. Итак, в чем же заключаются обязанности проводника пассажирского вагона в пути следования?
Обязанности проводника в пути следования: обслуживание пассажиров
Перечислим по пунктам основные обязанности проводника перед пассажирами. Это, прежде всего:
- проверка билетов и документов во время посадки на поезд;
- оказание помощи пассажирам при посадке/высадке из вагона;
- выдача постельных принадлежностей и их сбор не ранее, чем за 30 минут до прибытия на станцию следования;
- продажа чая, кофе, кондитерских изделий и пр. Проводник обязан не менее трех раз в сутки пройти по вагону и предложить пассажирам вышеуказанные товары. Также и чай, и кофе, и все остальное можно купить в любое время суток, причем работник вагона обязан принести заказ на место пассажира;
- предоставление пассажирам (по требованию) таких вещей, как щетки для одежды и обуви, настольные игры (шахматы, шашки);
- предоставление возможности зарядки мобильного телефона;
- предоставление горячей и холодной (питьевой) воды;
- вызов официанта из вагона-ресторана для принятия от пассажира заказа на питание;
- поддержание в вагоне тишины и общественного порядка в ночное время — с 23.00 до 6.00;
- побудка пассажиров минимум за 30 минут до их прибытия на станцию следования.
Все мы привыкли к тому, что постель в поездах нужно застилать самостоятельно. На самом деле проводник по желанию пассажира обязан оказать ему помощь в расстилании постельного белья, обслуживая в первую очередь пожилых людей, инвалидов, пассажиров с маленькими детьми.
Обязанности проводника в вагоне
Помимо обслуживания пассажиров проводник должен постоянно следить за состоянием вагона и тамбуров, а именно:
- круглосуточно поддерживать в титане температуру, необходимую для того, чтобы вода в нем была горячей;
- осуществлять сухую и влажную уборку в вагоне не реже одного раза в 12 часов;
- убирать в туалетах и тамбурах не реже одного раза в 6 часов;
- каждый час либо по просьбе пассажиров проверять и при необходимости пополнять в туалетах израсходованные средства гигиены: туалетную бумагу, мыло, бумажные полотенца;
- собирать и выносить мусор на технических станциях;
- перед прибытием на каждую станцию протирать в тамбуре поручни;
- следить за чистотой табличек с номером и маршрутом вагона, которые находятся снаружи (протирать их на станциях по мере необходимости).
В зимнее время обязанности проводников пассажирских вагонов дополняются такими пунктами:
- поддержание в вагоне оптимального температурного режима;
- регулярное очищение от снега и льда тамбуров;
- промывание кипятком (с целью размораживания) сливов унитазов и умывальников;
- очищение от наледи заправочной трубы (перед каждой заправкой воды), ходовых частей вагона.
Материальная ответственность проводников
Если вам все еще кажется, что работать проводником несложно, тогда следует узнать о материальной ответственности работников вагонов. Проводники в рейсе несут ответственность за сохранность всего имущества в вагонах: постельных принадлежностей, посуды, номерных табличек. Повреждение любых поверхностей (сидения, шторы, окна) и предметов интерьера (полочки, зеркала и т.д.) также компенсируется за счет зарплаты проводника. Поэтому не стоит обижаться, если проводник вагона не успевает моментально выполнить ваши требования, возможно, в данный момент у него просто не хватает на это времени.