Ритм железной дороге задает расписание

Пожалуй, одной из самых совершенных систем в современном мире можно считать железную дорогу. Не в буквальном смысле железнодорожное полотно и рельсы, а то могучее предприятие, которое организует транспортное сообщение. Это целостная структура, состоящая из ж/д путей, станций, поездов, вокзалов и людей – работников и участников системы. Два века прогрессивного развития железной дороги подтверждают наличие устойчивых отношений между составляющими системы и ее необходимость в цивилизованном обществе. Одним из элементов, обеспечивающих четкую работу железной дороги, является расписание поездов. Его отсутствие породило бы хаос.

Главный закон

Железная дорога живет по одному основному закону, и называется он график движения. У каждого поезда в этом графике своя категория, индивидуальный номер, время отправления, прибытия и маршрут.

Категория – по этому показателю поезда подразделяются на:

  1. фирменные;
  2. скорые;
  3. скоростные;
  4. высокоскоростные;
  5. ускоренные пассажирские;
  6. пригородные.

Для ускоренных грузовых поездов составляется отдельное расписание.

Номер – присваивается поезду в зависимости от категории. Например, фирменный поезд № 1/2 «Россия» Москва – Владивосток, № 160 «Аврора» Москва – Санкт-Петербург. Наименований фирменных поездов больше сотни. Уточнить номер нужного вам поезда можно в кассах или на сайте РЖД. Скорые поезда нумеруются числами от 1 до 148, скоростные – 151–168, высокоскоростные – 171–198, ускоренные пассажирские – 201–298, пригородные – 6000–6999.

Кстати. Нечетные номера даются составам, идущим к узловой станции, а двигающимся в обратном направлении – четные номера.
Казанский вокзал в Москве – самый большой железнодорожный узел России

Через Казанский вокзал в Москве за сутки проходит 118 пассажирских и 320 пригородных составов

Каждый год расписание составляют сразу для всех железных дорог. А их в России – 85 000 километров. Допускаются корректировки в расписании, связанные с ремонтом участков дорог, сезонностью поездов (в зависимости от времени года или праздничных дней), также есть специальные туристические поезда, которые ездят в отдельные дни.

Неизменным остается одно правило! По одному пути поезда могут идти только в одну сторону. Его нарушение повлечет столкновения и катастрофы!

Есть такая профессия – расписание составлять

Составляют расписание поездов графисты. Помимо правил инженерных расчетов и доскональных знаний процессов черчения люди этой профессии должны знать все о том, как работает локомотив и устроен вагон, про скорость движения, а также расстояние между станциями и их пропускную способность. Перед составлением нового расписания графисты перерабатывают и систематизируют колоссальное количество различной информации. Она стекается к ним из пассажирской службы, дирекции, от вагонников и т. д. При составлении графика движения графисты учитывают такие параметры, как:

  • Время отправления.
  • Время в пути.
  • Продолжительность остановок.
  • Смена часовых поясов.

Все это в виде разнообразных цифр, стрелок, линий и пунктиров переносится на большие листы ватмана. Систематизированный графистами годовой график движения еще несколько раз проверяют в депо, на крупных станциях, чтобы в итоге сошлись все данные.

Люди внутри системы

А кто отслеживает соблюдение составленного графистами расписания? Есть в железнодорожной системе и такие специалисты.

Диспетчеры. Они следят за тем, чтобы поезда «вписывались» в график, и переводят стрелки, если поезду нужно поменять направление движения. И если вдруг состав пошел не по тому пути, виноват будет кто? Правильно, стрелочник. Хотя это выражение появилось еще в те времена, когда стрелки переводили вручную и профессия была соответствующая. Сейчас диспетчер выполняет эту операцию одним нажатием кнопки на пульте управления. Если касается кнопки со знаком «+», стрелка переходит к правому рельсу, если «–», возвращается в обратное положение.

Диспетчер на железной дороге

За сутки дежурный диспетчер доводит до пункта назначения 5–6 составов

А еще диспетчер может не только менять маршрут, но и регулировать скорость движения поезда. Как это происходит? На железной дороге через каждые 800 м расположены блок-участки, где установлены светофоры, у которых имеются по два электрических реле. По одному из них легкий заряд тока подается на один рельс, другое рассчитано на прием. Как только поезд входит в зону реле, железные колеса замыкают цепь и светофор включает красный свет. Эти реле соединены с другими, находящимися в здании узловой станции. Они более сложные по техническому устройству и способны распознать сигнал светофора, передать его дежурным и диспетчерам. Диспетчеры сразу же видят поезд на экранах, дежурные – на пультах. На светофорах позади состава загорается желтый и желто-зеленый свет, и машинист сзади идущего поезда сбавляет скорость.

Все эти люди четко выполняют свою работу и следят, чтобы из любого пункта А в любой пункт В все 20 000 поездов российской железной дороги пришли строго по расписанию.

Оставить комментарий