Сахалинская железная дорога

Сахалинская железная дорога уникальна в своем роде. Стандартная ширина колеи в России – 1520 мм, Сахалинской – 1067 мм.

Спустя год после окончания русско-японской войны, в 1906 году, японцы начали строительство железной дороги на отвоеванной территории от Корсакова до Южно-Сахалинска. Всего два месяца потребовалось рабочим, чтобы полностью закончить участок дороги длинною в 39 км. Изначально ширина колеи была 610 мм, но в 1910 году ее реконструировали. Новая ширина составила 1067 мм – стандарт для японских ж/д.

Железная дорога по берегу моря

Живописный участок Сахалинской железной дороги

В 1918 году железная дорога начала разрастаться на Запад (до Невельска и Чехова) и Север (до Стародубского и Синегорска). К 1930 году японцы продолжили строительство узкоколейных дорог шириною в 762 мм. Правда, не все проекты заканчивались успехом: дорогу от Ильинска до Углегорска так и не закончили.

После окончания Второй мировой войны Южный Сахалин отошел к СССР, а вместе с ним и японская железная дорога. Изначально советская власть планировала реконструировать дорогу, доведя ширину колеи до стандартной в России, но планам не суждено было сбыться.

Железная дорога после войны

В 1967 году на Сахалин доставили первый тепловоз, произведенный в России. Спустя год их общая численность составила 30 штук. В 1970-х годах продолжилось строительство некоторых участков дороги, например от Ильинска до Арсентьевки. Основная линия острова была продлена до станции Ноглик.

Поезд на узкоколейной Сахалинской железной дороге

В скором времени на Сахалине демонтируют все узкоколейные дороги

В 1980-х годах правительство начало реконструкцию и возведение новых вокзалов. Четыре современных вокзала были построены на станциях Поронайск, Южно-Сахалинск, Корсаков и Долинск. В это же время почти полностью были выведены из работы старые японские подвижные составы. На смену им пришли новые, которые закупались в Японии.

Сахалинская железная дорога после 90-х

Это время считается самым тяжелым для Сахалинской железной дороги. Правительство закрыло движение поездов по линии Южно-Сахалинск – Холмск, посчитав, что реконструкция – слишком дорогое удовольствие. А ведь эта дорога была одной из самых красивых во всей стране! При правильном подходе, ориентированном на туризм, можно было бы получить большую выгоду. Но все сложилось так, как сложилось.

Заброшенный участок узкоколейной дороги

Некоторые дороги на Сахалине так и не были достроены

В 1998 году осталось всего 2 поезда дальнего следования из 5 и 7 пригородных электричек из 20. На данный момент на Сахалине идет демонтаж уникальной узкоколейной дороги, которая могла бы и дальше радовать туристов и путешественников со всего света. Старую дорогу меняют на новую, стандартную для России.

Вот так и уходит в небытие история: японцы за два месяца построили целый участок дороги, а наше правительство за 70 лет не смогло придумать ничего оригинальнее, чем демонтаж.

Оставить комментарий