Типы отечественных поездов

Современные поезда – сочетание безупречного комфорта с высокими скоростями

Современные поезда – сочетание безупречного комфорта с высокими скоростями

Целая эпоха разделяет времена появления первых поездов, представлявших собой вагонетку, приводимую в движение лошадью, и современные железнодорожные достижения в области скорости и комфорта. Железнодорожный транспорт, развивавшийся с XII века, стал одним из самых демократичных и доступных и продолжает вписывать в свою славную историю все новые страницы.

Классификация российских поездов: то, что надо знать

Благодаря разнообразию категорий отечественных поездов, путешествовать по железной дороге можно исходя из любых материальных и временных соображений.

Современные виды российских поездов можно классифицировать по скорости передвижения:

  • пассажирский поезд, делающий остановки на каждой станции по пути следования. Именно поэтому путешествие на поезде такого типа займет больше времени, чем аналогичный маршрут, преодоленный на скором. Однако по уровню комфортабельности оба этих типа транспорта абсолютно идентичны. В России пассажирские поезда начали курсировать в 1837 г. с момента введения в эксплуатацию Царскосельской железной дороги, на 17 лет позднее, чем в Англии. Первый российский пассажирский поезд двигался со скоростью всего 32,8 км/ч, а время ожидания следующего состава было равно 3-4 часам;
  • скорый поезд отличается большей скоростью движения (более 50 км/ч) по сравнению с предыдущим видом за счет кратковременных остановок только на крупных станциях. Стоимость билетов на этот тип поезда на 20 % выше цены проездного документа на обычный пассажирский. История скорых поездов началась в XIX в., когда появились новые разновидности паровозов и стремительно выросли потребности интенсивно развивающейся промышленности;
  • скоростной поезд движется, преодолевая в час от 141 до 160 км. В России самые известные скоростные поезда это – «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка». Железнодорожный транспорт, скорость движения которого может достигать, а в некоторых случаях и превышать 200 км/ч, именуется высокоскоростным;
  • фирменный поезд характеризуется высоким уровнем сервиса и обширным набором предоставляемых услуг и относится либо к скорым, либо к скоростным. К этой категории могут относиться лишь поезда, чей эксплуатационный срок не превышает 12 лет. Пассажиры фирменных поездов вправе рассчитывать на удобное расписание, чистоту и комфорт, повышенное внимание со стороны проводников. Фирменные поезда чаще всего имеют собственное название и единую концепцию внешнего и внутреннего оформления. Так, первый фирменный поезд начал курсировать в 1931 г. по маршруту Санкт-Петербург-Москва и носил название «Красная Стрела». На данный момент на территории России курсирует 97 поездов этого класса компании РЖД. Цена на проезд в фирменном поезде дороже стоимости билета в обычном пассажирском составе на 50 %.

Фирменные поезда – эталон отличного сервиса и профессионализма

Фирменные поезда – эталон отличного сервиса и профессионализма

Фирменные поезда – эталон отличного сервиса и профессионализма

Фирменные поезда – эталон отличного сервиса и профессионализма

По признаку дальности преодолеваемого расстояния поезда делятся на:

  • дальние, преодолевающие путь протяженностью свыше 700 км;
  • местные – до 700 км;
  • пригородные – до 150 км.

В связи с тем, что в течение года пассажиропоток крайне неоднороден (летом число путешествующих резко возрастает), более половины поездов дальнего следования курсируют не постоянно.

Из чего складывается номер поезда?

В соответствии с установленным порядком российские поезда наделяются специальным трехзначным номером, необходимым для составления и функционирования расписания движения. Это число указывает на принадлежность поезда к той или иной категории скорости движения, дальности следования, сезонности, области курсирования и присваивается согласно следующей таблице.

Скорые пассажирские поезда (курсируют круглый год) 1-148
Скоростные 151-168
Высокоскоростные 171-198
Ускоренные пассажирские (курсируют сезонно) 201-298
Пассажирские летние 301-399
Пассажирские разового назначения 400-499
Летние разового назначения 500-599
Местного следования 600-699
Экскурсионно-туристические 800-899
Почтово-багажные, грузопассажирские 900-999
Пригородные 6000-6999

Обозначение скорых поездов как, впрочем, и всех остальных, может быть четным и нечетным, свидетельствующим о направлении движения поезда. Так, четными цифрами обозначаются поезда, двигающиеся в направлении на север и восток, а нечетными – на юг и запад. При изменении движения поезда в рамках одного маршрута эти цифровые значения также меняются. Если определение общего направления представляется затруднительным, то правило действует лишь для ограниченного участка пути. Такая система обозначений обеспечивает уникальность номера каждого поезда, и гарантированно отвечает за то, что на одной станции не могут пересечься поезда, номера которых совпадают.

Помимо цифр в обозначениях поездов встречаются и буквы, также позволяющие уникализировать номер. Букве соответствует направление движения, маркировка, обозначающая фирменность поезда или организацию, формирующую вагоны и др. Как правило, в объявлениях, звучащих на вокзалах, буква не произносится.

Номера фирменных поездов РЖД ввиду их многочисленности можно при желании уточнить на официальном ресурсе компании.

Оставить комментарий