Вагоны-рестораны или вермишель быстрого приготовления?

Пульмановские дворцы на колесах

Вагон-ресторан может не уступать по комфортабельности самым элитным заведениям крупных городов России

Вагон-ресторан может не уступать по комфортабельности самым элитным заведениям крупных городов России

Американский фабрикант и изобретатель спальных вагонов Джордж Мортимер Пульман (Pullman) в 1867 году озадачился тем, что пассажиры слишком много путевого времени проводят в придорожных буфетах. Он предложил подавать клиентам блюда, которые приготовят непосредственно в поезде. Так появились на свет вагоны-рестораны. Кухня в них была настолько отменного качества, что без лишних затрат вновь образовавшиеся заведения составили конкуренцию ресторанам на перроне. Весь обслуживающий персонал – повара, официанты, разносчики, проводники – набирался из негров, которые освободились от рабства в 1865 году. Перемещаться в вагон-ресторан изобретатель предложил по специальному переходу. В этом случае пепел из труб, снег и дождь не мешали пассажирам посещать их новые пункты приема пищи. Таким образом, получился поезд в его нынешнем виде (с закрытыми переходами).

Типы железнодорожных вагонов

Вагоны по своей сути можно отнести к пассажирским или к грузовым. Последние, в свою очередь, классифицируются по грузоподъемности и габаритам, по числу осей, по материалу и технологии изготовления, делятся на универсальные и специализированные (клубы, лаборатории, служебные, санитарные). Вагон-гараж, например, относится к пассажирским, как это ни странно, а вагон-прачечная – специальный. Вагоны бывают одноэтажные и двухэтажные. История двухэтажных вагонов началась в России еще в 1905 году. Первый вагон был построен на Тверском вагоностроительном заводе. На Сормовском заводе они также до революции выпускались. В советский период Хрущев делал активные попытки повсеместного ввода в эксплуатацию двухъярусных вагонов, были сделаны шаги к их производству, в тестовом режиме проходила обкатка. С 2007 года ОАО «РЖД» начало активные переговоры с японцами и французами о поставках этих вагонов в Россию. Договорились с Alstom (Франция), но в итоге произвели отечественный (по сообщению «Трансмашхолдинг»). На линию Москва-Адлер в рамках проекта Сочи-2014 по заказу Федеральной пассажирской компании (ФПК), дочерней РЖД, отправился первый двухэтажный состав из 15 вагонов: 12 купейных, одного штабного, СВ и вагона-ресторана. На втором этаже ресторана в обеденном зале размещаются 48 человек, 6 человек – на первом. Производитель – вагоностроительный завод Твери (ВЗТ) – основательно над ним потрудился. От европейских аналогов он отличается вместительностью зала.

Вагон-ресторан или вагон-буфет?

Респектабельность подобного «ресторана» многие ставят под сомнение

Респектабельность подобного «ресторана» многие ставят под сомнение

Вагон-ресторан имеют только поезда, находящиеся в пути более суток. График работы почасовой (от нескольких до 12). Меню весьма скромное: два-три супчика, по четыре-пять наименований горячих и холодных закусок. Состоит в основном из полуфабрикатов, так как возможности приготовления блюд в этих вагонах весьма ограничены. Однако новые двухэтажные рестораны выгодно отличаются от своих собратьев возможностью именно готовить, а не подогревать пищу. Оборудование кухни в них включает: шестиуровневую конвекционную печь с парогенератором и электроплитой на шесть конфорок, воздушную завесу и вытяжной зонт, микроволновку, среднетемпературные холодильники на 3000 литров и морозильную камеру на 700 литров, кофемашину. Между этажами работают специально разработанные лифты, которые поднимают наверх приготовленные блюда, а вниз отправляют грязную посуду. Разработчики позаботились о комфорте обслуживающего персонала, предусмотрев комнаты для отдыха.

Цены вагона-ресторана большинство пассажиров воспринимают как необычайно завышенные, однако спрос на услуги неизменно высок. Причиной является естественная монополия. Получить горячий полноценный обед в ином месте не представляется возможным.

Вагон-буфет для Советского Союза выпускался Германской Демократической Республикой («Аммендорф»). В обозначении ОАО «РЖД» этот тип вагона значится как КБ. Рассчитан такой вагон на 16 пассажирских мест (в 4-х купе) или 18 (два места рядом с купе проводников). Остальное пространство используется как буфет – два столика для самостоятельного приема пищи пассажирами и отделение буфетчика.

Так или иначе, но помимо создания данных весьма сложных и специфичных вагонов есть острый вопрос об их обслуживании.

Новороссийский вагоноремонтный завод (ОАО «Вагонреммаш») в середине 60-х годов основательно потрудился над переоборудованием вагонов-ресторанов из льдосоляного на машинное охлаждение. Одновременно велась подготовка базы для ремонта вагонов с ним. С 2001 года именно это предприятие практически в единственном числе специализируется на ремонте вагонов-ресторанов повышенной комфортности. По программе импортозамещения и модернизации основных узлов с 2004 года компрессорные агрегаты немецкого производства серийно меняются на нижегородские.

Идти ли в вагон-ресторан?

Даже если с производством и ремонтом в наше сложное время все вопросы будут волшебным образом решены, открытой останется вторая не менее важная сторона медали: улучшится ли сервисное обслуживание в этой сфере? Вполне понятно, почему пульмановские изыски давно канули в лету, но иметь возможность получать качественное горячее питание в дороге хотя бы из самых доступных продуктов – мечта почти каждого пассажира, которому по разным причинам часто приходится пользоваться железнодорожным транспортом. Однако, именно это в настоящее время и является проблематичным. Отзывы в интернете по данному поводу в большинстве случаев нелицеприятные, как по качеству питания, так и по качеству обслуживания. Идут туда только по одной причине – больше некуда. Но кто сказал, что это должно оставаться нормой? Уважительное отношение к клиентам – залог будущего. Если мы хотим, чтобы во время нашего путешествия вокруг нас окружали запахи протухшей колбасы, вермишели быстрого приготовления, звучало дружное постукивание разбиваемой яичной скорлупы, будоражило воображение зрелище растерзанной курицы, то продолжать нужно в том же духе. Намеренно задирать цены и любоваться комфортабельным рестораном без посетителей, в то время, как в соседних вагонах люди недоумевают, почему нужно ехать в таких жутких условиях и придумывают альтернативные варианты своего перемещения без участия в нем ж/д.

Оставить комментарий