Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань – экономическая целесообразность строительства под вопросом?

«Общеизвестен факт, – писал один английский журнал, – что многие деловые люди от быстрого переезда из Манчестера в Ливерпуль нередко забывали цель своей поездки. А какой-то пожилой господин, говорилось в том же журнале, настолько насытился скоростью, что в помутнении рассудка бросился на чугунный столб и размозжил себе голову».

До 60-х годов прошлого века пассажирские поезда двигались с той же скоростью, что и автомобили. Это весьма затрудняло транспортное сообщение в густонаселенных районах. Тогда в Японии в 1964 году из-за перегруженности участка железной дороги между Осакой и Токио была построена специальная магистраль для высокоскоростных поездов.

Высокоскоростные магистрали в мире

vokzal_27_06_2014-01

Высокоскоростные поезда «Синкансэн» серий 300 и 700

«Поезд-пуля» – так его назвали за быстроту и форму. Он преодолевал за час более 210 километров. Это превышало скорость автомобиля вдвое, да и пробки ему не были страшны. Многие страны, в том числе Франция, Испания, Германия и Китай пошли по тому же пути, дабы решить аналогичные проблемы транспортного сообщения. Поезда отличаются от обычных тем, что, перемещаются по специальной колее с плавными поворотами. Вместо коротких участков с частыми швами рельсы представляют собой один непрерывный путь для того, чтобы состав мог развивать очень высокую скорость. Аэродинамическая конфигурация корпуса позволяет легче преодолевать сопротивление воздуха. Все «пульки» питаются от электричества, не возят в себе по этой причине запасов топлива и однозначно поэтому легче обычных поездов. Таким образом, высокоскоростные поезда в Китае за час преодолевают расстояние более 350 км, а французский поезд TGV однажды развил скорость 574,8 км/ч. На обычных рельсах такая скорость недостижима из-за дискомфорта, который испытывали бы пассажиры, когда состав поворачивает. Специально для решения этой проблемы инженеры внедрили наклон вагонов во время поворота. Германия – страна, которая в первых рядах активно начала развивать у себя сети высокоскоростных магистралей. Монополистом в этом направлении уже 20 лет является Deutsche Bahn. За эти годы компания расширила сферы своего влияния в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Франции и надеется в ближайшее время на покорение Великобритании.

Россия на пути становления высокоскоростного железнодорожного сообщения. Участок Москва-Казань

vokzal_27_06_2014-02

Схема высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань

Стратегией развития транспорта, выработанной Россией до 2030 года, предусмотрено развитие высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) на участке Москва – Казань. Со временем ее ожидает продление до Екатеринбурга и Ульяновска. Протяженность этой магистрали 770 км. Скорость высокоскоростных поездов 400 км/ч. По линии будут следовать также скоростные региональные (на расстояние до 200 км) поезда со скоростью до 200 км/ч; дальнемагистральные ночные поезда, контейнерные и грузовые поезда – со скоростью 160 км/ч. Расчетное время в пути от Москвы до Казани – 3,5 часа, до Екатеринбурга – 8 часов. Сравните: на обычном поезде до Казани ехать нужно 14, а в Екатеринбург 26 часов. Разница впечатляющая. Вокзалом для отправки поездов в Москве по этому направлению станет Курский. В проекте он объединит сразу две высокоскоростные ветви: на Казань и на Адлер.

Экономическая целесообразность проекта под вопросом?

В июне 2013 года по итогам совещания у президента первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявил, что ВСМ не вошла в перечень проектов, которые будут финансироваться из средств ФНБ, а запланированные 150 млрд будут потрачены на развитие других направлений – Байкало-Амурской магистрали, Транссиба, центральной кольцевой автодороги, московского авиаузла. Изначально мысль о выделении 450 млрд на все эти проекты высказал Владимир Путин. По закону деньги из ФНБ можно тратить только на окупаемые проекты. Поэтому эксперты сделали вывод, что отказ от финансирования связан с нерентабельностью проекта. Но, как оказалось в дальнейшем, подобное решение было связано с отсутствием в тот момент у железнодорожников технико-экономического обоснования, а от планов по строительству правительство не было намерено отказываться, так как высокоскоростная магистраль будет способствовать развитию сразу нескольких регионов, росту промышленности и занятости, в 3 раза ускорит грузопоток с Дальнего Востока в Европу.

Оставить комментарий