Забытые железные дороги – молчаливые свидетели истории

В любой стране Европы можно обнаружить забытые железные дороги. Их эксплуатация прекратилась в силу разных причин: в результате миграции населения уменьшился пассажиропоток, утратили актуальность грузоперевозки того или иного вида промышленного сырья, появился более дешевый транспорт. В нашей стране таких ж/д путей немало, но среди них есть объекты с очень интересной историей.

Полярная магистраль – «мертворожденное дитя» Советского Союза

Самая масштабная из брошенных железных дорог России – Салехард-Игарка. Решение о ее строительстве было принято в 1949 году из военно-стратегических соображений: магистраль через север Западной Сибири должна была обеспечивать быструю переброску войск «в случае необходимости». Предполагалось проложить 1300 километров и создать уникальные паромно-ледовые переправы через Енисей и Обь.

Работа продвигалась, как было принято в Советском Союзе, ударными темпами. Но вечная мерзлота не «признавала» быстрых изменений, поэтому на высоком уровне приняли решение о снижении требований к техническим нормам.

В результате к 1953 году проложили 700 километров, но что это была за дорога! Она смело могла претендовать на место в десятке самых опасных в мире. Переправы над малыми речками (коих в Сибири неисчислимое множество) вспучивались на несколько метров ввысь, мосты над большими реками остались недостроенными, талые воды регулярно оставляли огромные промоины в полотне. Большая часть уложенных рельсов была произведена еще в царской России и не соответствовала стандартам середины ХХ века. К тому же на некоторых участках рельсы остались практически незакрепленными: их соединяли с помощью деревянных брусков.

Возможность использовать Полярную магистраль была близка к нулю. Поэтому после смерти Сталина – ее главного сторонника – строительство прекратили. Оборудование вывозить было нерентабельно, так что паровозы и спецтехника до сих пор ржавеют в тех местах. А дорога получила название «Мертвой».

2015-04-20-vokzal-01

Такая техника – не редкость на просторах между Салехардом и Игаркой

Биробиджан-Красный Литий-Циперово – маршрут особого назначения

В дальневосточной тайге поросли травой пути, которые нынче не отыскать на карте железных дорог России. Построены они были в конце 1940-х для единственной цели – вывоза лития, сохранившегося в чистом виде под слоем нефти в болоте близ Биробиджана. Это месторождение – крупнейшее в Союзе, поэтому именно здесь создали засекреченный «почтовый ящик» – научный городок Красный Литий, обитатели которого исследовали одноименный элемент.

Литий идет на изготовление аккумуляторов и оптики для лазеров, применяется в фармацевтике, косметологии и текстильной промышленности. Но в Биробиджане этот элемент добывали, чтобы делать стержни-замедлители для переносной атомной бомбы – так называемого «ядерного саквояжа», идея которого возникла в 1948 году.

В 1990-х уровень нефти в биробиджанском нефтегазовом месторождении сильно снизился (из-за резкого увеличения добычи). Возникла угроза обнажения запасов лития и контакта их с воздухом, что было чревато взрывом. Поэтому болото «законсервировали»: засыпали грунтом и покрыли асфальтом. Железнодорожный путь стал не нужен, и вскоре движение по нему прекратилось.

Полотно так поросло травой и кустами, что в пояснительной табличке уже нет нужды

Полотно так поросло травой и кустами, что в пояснительной табличке уже нет нужды

А рельсы остались лежать: местные граждане не смогли сдать их на металлолом. Во-первых, они имеют колоссальный вес (ведь по ним курсировали вагоны-транспортеры, покрытые экранирующим свинцом), и без спецтехники с ними не справиться. Во-вторых, на каждом рельсе выбит уникальный номер, зарегистрированный в государственном реестре, так что продать их нереально.

Интерес к заброшенным железнодорожным путям проявляют туристы особой категории – сталкеры. И во многом благодаря именно их изысканиям мы смогли узнать об этих «анти-достопримечательностях».

Оставить комментарий