Зал ожидания – это помещение в здании вокзала, предназначенное для продолжительного пребывания в нем людей. Обычно пассажиры дожидаются там своих рейсов. Хотя у многих зал ожидания ассоциируется исключительно с рядами кресел, назначение его куда более широкое, чем уголок, где можно посидеть. Среди основных его функций можно выделить следующие:
- Место для отдыха. Здесь пассажиры могут расслабиться, комфортно расположившись перед экраном телевизора или читая свежую прессу. Иногда в залах ожидания бывают выделены помещения с душевыми или спальнями.
- Место для питания. Ждать пересадки порой приходится долго, и транзитным пассажирам надо перекусить. В залах имеются фуд-корты, буфеты и прочие заведения общепита.
- Место для работы. Если ожидание затягивается, выпадать из ритма для деловых людей непростительно. На такой случай в зале ожидания оборудуют рабочие места с компьютерами и выходом в интернет.

Однако не каждый зал ожидания может похвастаться полным набором инфраструктуры. Все зависит от его класса.
Разделение залов ожидания на виды
На железнодорожных вокзалах залы ожидания делятся, как правило, в соответствии с классами вагонов. Чаще всего выделяют два вида – VIP-зал для пассажиров бизнес-класса поездов повышенной комфортности (например, «Красной стрелы» или «Сапсана») и обычные залы, ориентированные на пассажиров прочих вагонов. Отличия первых состоят в следующем:
- мягкие диваны;
- кондиционер;
- бесплатный Wi-Fi;
- возможность зарядить гаджет;
- компьютеры с приложениями для офисной работы;
- созданы условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Залы ожидания могут быть также выделены под конкретные категории пассажиров: для семей с детьми, для транзитников, для людей с особыми потребностями и другие.
Стоимость пребывания в зале ожидания
Попасть в залы ожидания для кратковременного отдыха обычно можно бесплатно. Однако стоит иметь в виду, что в ночное время вход в них может быть ограничен. Даже пассажиры пригородных электричек должны быть готовы предъявить документы и билеты при необходимости.
Некоторые залы ожидания для продолжительного пребывания по уровню сервиса сопоставимы с гостиницей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что желающему там отдохнуть придется заплатить.

Цены устанавливают в соответствии с политикой конкретного вокзала. Одни взимают плату за вход, другие – за час пребывания, третьи – и за то, и за другое. VIP-пассажиры иногда могут рассчитывать на бесплатное пользование залом ожидания.
Дополнительные услуги в залах ожидания
В большинстве таких мест предусмотрены услуги, которые оплачиваются отдельно, но значительно облегчают жизнь транзитного пассажира:
- выход в интернет с компьютера;
- телефонная связь;
- факс;
- хранение документов или вещей;
- ксерокопирование;
- консультации относительно перемещения по городу;
- услуги носильщика.
В зависимости от уровня сервиса вокзала пакет услуг может расширяться.
Таким образом, зал ожидания – это не просто место, где можно пересидеть долгие часы до своего поезда. Здесь можно провести время с комфортом и пользой для себя.